Разлука, но не сердцем

Предыдущая249250251252253254255256257258259260261262263264Следующая

Изъявление чувств считалось уместным даже в наставлениях, а тем более в дружеских письмах. Все послания Павла насыщены эмоциями, и данный раздел является ярким примером.

2:17.В дружеских посланиях обычно выражалось желание видеть другого, и часто говорилось, что разлука присутствует, но не в сердце, что духовно они близки. (Сегодня мы говорим: «Мысленно я всегда с вами».)Павел идет дальше этого, говоря (как в некоторых переводах), что они осиротели без фессалоникийцев (см.NRSV); многие философы, хотя и подчеркивали необходимость мягкого, доброжелательного отношения, считали такой язык излишне эмоциональным.

2:18.Древние иногда говорили о богине судьбы, которая препятствовала их намерениям. Если учесть, что Павел находился недалеко от Македонии, фраза «воспрепятствовал нам "сатана» здесь может относиться к каким-то конкретным обстоятельствам, помешавшим ему возвратиться в Фессалонику, — либо к оппозиции иудеев, о которой он упоминал во 2:14—16, либо к противостоянию городских властей и последствиям для друзей Павла (Деян. 17:8,9).

2:19,20.Венки и гирлянды, как явствует из греко-римской литературы этого периода, повсюду использовались как награда победителям; имеется в виду именно такой венок, а не царский венец. Венцы (ср.: Ис. 28:5; 62:3) и гирлянды (ср.: 61:3) в "Ветхом Завете и в древнем иудаизме иногда упоминались как символы грядущей награды. Награда Павла, однако, в стойкости самих фессалоникийцев (ср.: 3 Ин. 4).

3:1,2.Даже если эти фразы о сильном желании увидеть другого формальны, они, однако, не лишены искренности (ср. современные карточки-поздравления по разным случаям). Тимофей и, вероятно, Сила, сопровождали Павла в Афины, и он отослал их обратно в Македонию, хотя в Афинах оставался один. Лука опускает некоторые из этих подробностей в Деяниях (17:14—16; 18:5), как и следовало ожидать; любой автор знает, что не может вместить в свой рассказ каждую деталь и должен предложить вниманию читателя гладкое повествование. Но близкое сходство этих рассказов удивительно, а различия указывают на то, что Лука не мог просто позаимствовать всю историю из этого послания.

3:3,4.Иисус, авторы книг Ветхого Завета и некоторые авторы апокалипсисов предсказывали скорбное время перед самым концом земной истории. Эти страдания будут сопровождать проповедь Евангелия (согласно Иисусу; ср.: Мк. 13:9—11) и приведут к покаянию Израиль (согласно Ветхому Завету, напр.: Иер. 30:7; Дан. 12:1; ср.: Втор. 4:30; Ис. 26:20,21). Если здесь речь идет об этом, то христианам предстоит выдержать такие испытания и избежать гнева Господня при Его втором пришествии (1:10; 5:9; ср.: Деян. 14:22).



3:5—8.Авторы древних писем часто жаловались, что их чувства были задеты, когда они не получали быстрого ответа на свои послания; это свидетельствовало о их любви. Поскольку письма передавались толькос оказией, Павел, однако, не ожидал, быстро услышать новости от странников, особенно если учесть, что найти Павла было для них не просто; ему самому было легче послать кого-нибудь, чем наоборот. Даже его сетования по поводу того, что он не знает, в каких обстоятельствах они находятся, отражают его любовь к ним, как заботливого родителя.

3:9,10.Павел подводит итог или добавляет благодарности (см. коммент. к 1:2; ср.: Пс. 115:13). Большинство людей ночью спят, а молитва ночью в Ветхом Завете и в еврейской литературе была признаком особого посвящения (в Ветхом Завете см., напр.: Пс. 21:3; 41:9; 62:7; 76:3,7; 118:55, 148). Выражение «чего недоставало вере вашей» (3:10) может быть адекватно надежде (3:6; ср.: 1:3; 5:8), о которой Павел рассуждает в 4:13 - 5:11.

Молитва Павла

В большинстве посланий молитва следует непосредственно за благодарением; поскольку молитва здесь начинается в 3:11, некоторые комментаторы предполагают, что Павел завершает благодарности только в 3:9,10. Но просто Павел мог следовать другому формату письма, который отличается от использованного им позднее.

3:11.В иудаизме «молитвы-пожелания» (адресованные тем, кому они предназначены) были обычны для истинно верующих; они возносились в надежде, что Бог услышит их. В ст. 11 звучит мотив искренних пожеланий своим возлюбленным братьям.

3:12.Благодарения и молитвы могут предварять темы, которые рассматриваются далее в письме, что особенно характерно для посланий Павла; он возвращается к теме «любви» в 4:9 и «внешних» в 4:12.

3:13.Учения Ветхого Завета, иудаизма и Иисуса также предвосхищали упование на грядущее, что придавало смысл переживаниям и помогало стойко переносить трудности. Выражение «святые» относится здесь к народу Божьему (4:14) или к святым ангелам (Зах. 14:5); в еврейской литературе все они назывались «святыми». Павел обычно использует этот термин по отношению к народу Божьему.


1552935261408838.html
1552984171833322.html
    PR.RU™